Феномен классической анималистики Важнейшая особенность отечественной классической анималистики (В.А. Ватагин, А.Н. Комаров, А.Н. Формозов, В.М. и Ю.М. Смирины и др.), о чем свидетельствует наш практически 20-летний опыт, ― единство глубокого опыта причастности жизни природы, ее познания и художественного воплощения того, что открыто и пережито.
Именно их сочетание придает неповторимость этой традиции. Можно быть, например, блестящим художником, но не иметь опыта глубокого проникновения в жизнь природы. Поэтому наследие классической анималистики имеет огромный, но освоенный весьма недостаточно потенциал для экологического (и не только) образования и просвещения; оно открыто и профессионалам, биологам и художникам, и детям.
Программа направлена на освоение, популяризацию этого наследия и создание условий для того, чтобы знакомство с ним пробуждало интерес к природе, стремление заботиться о ней, собственное творчество детей и взрослых.
Проблемные фокусы, лежащие в основе работы: - Россия, и Москва в частности, имеет богатое наследие художников-анималистов, но оно мало освоено, недостаточно понятна суть традиции; многое не издано, не известно широкой аудитории;
- близкое знакомство детей с творчеством художников-анималистов, их жизнью и творчеством дает сильный развивающий эффект, но в школе и детском саду эти художники и их работы мало известны, книг с работами этих мастеров для детей весьма недостаточно;
- почти нет специальных пособий, методических руководств, комплектов репродукций, связанных с данной традицией; качество изображений животных в современных школьных учебниках иногда не выдерживает никакой критики;
- чтобы лучше познакомить детей с графикой мастеров анималистики в условиях визуально насыщенной информатизированной среды необходимы новые средства и подходы.
Спектр решений, развиваемых и предлагаемых ЦОДП 1. Изучение феномена классической анималистики; творчества ее мастеров:
- исследования, архивные изыскания, оцифровка уникальных архивов;
- сбор свидетельств, документов о творчестве художников;
- доклады, семинары, лекции по научному и художественному освоению природы, классической анималистике;
- подготовка научных и научно-популярных публикаций.
2. Издательские проекты на основе классического наследия. Разработка оригинальных форм изданий (например, сочетание форм атласа с естественнонаучными очерками и «путевого дневника» художника); полный цикл проекта от идеи до выхода издания в свет:
- макрорегиональный атлас: проект многотомного издания «Владимир Смирин. Портреты зверей Северной Евразии», охватывающего все отряды наземных млекопитающих; вышли в свет тома «Ластоногие» (2010), «Хищные» (2011), «Зайцеобразные» (2018);
- региональные атласы фауны (регионы России – Командоры, Москва и Подмосковье, Дальний Восток и др.); издан атлас «Владимир Смирин. Портреты зверей Командорских островов» (2007);
- атласы животных природных зон (тундры, леса, степи, пустыни, морские побережья); издан атлас «Владимир Смирин. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии» (2008).
3. Издания для детей и педагогов (развивающие книги и другие издания для детей, семейного чтения; творческие альбомы, методические пособия, руководства, комплекты репродукций, открытки и др.), включающие работы мастеров анималистики, а также детей — победителей Конкурса им. В.М. Смирина и др.
Изданы:
- Олексенко А.И., Орешина А.Б. Сайгак и его соседи: как решить «степные задачки» зверям, птицам и людям? (2016), переработанная и дополненная версия книги для Казахстана (2018);
- Создаем музей анималистики. Методическая брошюра (2011);
- Портреты зверей в рисунках В.М. Смирина. Хищные и ластоногие / Серия «Создаем школьный музей анималистики». Вып. 1. Комплект из 12 репродукций (2011).
Планируются:
- Природа (портреты зверей) глазами детей и классиков анималистики (на основе работ Всероссийского конкурса им. В.М. Смирина и других проектов). Альбом;
- Серия развивающих книг о животных для детей (8-11 лет, другие возраста);
- Серия комплектов репродукций с работами В.М. Смирина;
- Серия обучающих плакатов по редким видам млекопитающих.
4. Выставки анималистики. Для музеев, выставочных залов, школ, вузов и др. учреждений; выставки под открытым небом (в парках и т.п.). Посвященные творчеству мастеров; детей; сочетающие работы классиков и школьников в едином пространстве.
Возможные формы участия: организация и проведение выставок, кураторство, консультирование, проведение образовательного проекта, включающего в себя организацию выставки.
Реализовано 18 выставок, в т.ч. в Московском зоопарке, Государственном Дарвиновском музее, Зоологическом музее ЗИН РАН (г. Санкт-Петербург), Музее Мирового океана (г. Калининград), в МГУ и МГПУ, парке «Садовники», в школах, детских садах и т.п.
5. Проекты со школами, вузами, ООПТ, учреждениями культуры, науки и др.:
- Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина (с 2009 г.);
- конкурсы региональные, в рамках отдельных мероприятий;
- фестивали творчества;
- образовательные проекты со школами, детскими садами;
- сетевые проекты;
- мастер-классы;
- презентации;
- интерактивные инсталляции с использованием графики, видео и ИТ-технологий.
6. Создание и поддержание сайта, посвященного классической анималистике:
- разработка концепции и структуры сайта;
- подготовка новых материалов и перенос имеющихся материалов на новый сайт;
7. Формирование сообщества, заинтересованного в развитии анималистики и использовании ее образцов.