От Ресурсного центра
к Музею-лаборатории
Чтобы воспитать у детей бережное и внимательное отношение к природе, желание заботиться о ней, важно помочь им больше узнать о животных, их облике, поведении, открыть для детей примеры деятельного, уважительного отношения к животным, стремления к их познанию, помочь увидеть их красоту.

Кладовой такого опыта является отечественная классическая анималистика (В.А. Ватагин, А.Н. Формозов, В.М. Смирин, А.Н. Комаров, Г.Е. Никольский, Е.И. Чарушин, В.А. Горбатов и др.). Уникальность феномена в том, что классическая анималистика соединяет познание мира природы, животных и художественное воплощение открытого, в ее основе — опыт причастности миру природы и живых существ.

В настоящее время не только дети, но даже их родители и учителя, а также профессионалы других сфер, работающие с детьми, недостаточно знакомы с классической анималистикой. Открыв эту традицию для себя, многие проявляют к ней большой интерес.

Центр охраны дикой природы последовательно реализует программу по анималистике с 2000 года, сочетая исследование традиции, публикацию наследия (прежде всего В.М. Смирина), методические разработки и осуществление многочисленных проектов с широким кругом организаций от детских садов до вузов и крупных музеев.

Результаты этого многолетнего опыта ЦОДП и его коллег, детей и их наставников представлены в разделах Музея-лаборатории искусства дикой природы как на данном сайте, так и в соцсетях в виде ТГ- и ВК-версий музея, а также в серии электронных и печатных версий книг.

Музей-лаборатория включает в переработанном и дополненном виде материалы сайта Ресурсного центра анималистики ЦОДП, который был подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.





Классическая анималистика – экологическому образованию и просвещению

Программа Центра охраны дикой природы

Феномен классической анималистики


Важнейшая особенность отечественной классической анималистики (В.А. Ватагин, А.Н. Комаров, А.Н. Формозов, В.М. и Ю.М. Смирины и др.), о чем свидетельствует наш практически 20-летний опыт, ― единство глубокого опыта причастности жизни природы, ее познания и художественного воплощения того, что открыто и пережито.

Именно их сочетание придает неповторимость этой традиции. Можно быть, например, блестящим художником, но не иметь опыта глубокого проникновения в жизнь природы. Поэтому наследие классической анималистики имеет огромный, но освоенный весьма недостаточно потенциал для экологического (и не только) образования и просвещения; оно открыто и профессионалам, биологам и художникам, и детям.

Программа направлена на освоение, популяризацию этого наследия и создание условий для того, чтобы знакомство с ним пробуждало интерес к природе, стремление заботиться о ней, собственное творчество детей и взрослых.


Проблемные фокусы, лежащие в основе работы:

  • Россия, и Москва в частности, имеет богатое наследие художников-анималистов, но оно мало освоено, недостаточно понятна суть традиции; многое не издано, не известно широкой аудитории;

  • близкое знакомство детей с творчеством художников-анималистов, их жизнью и творчеством дает сильный развивающий эффект, но в школе и детском саду эти художники и их работы мало известны, книг с работами этих мастеров для детей весьма недостаточно;

  • почти нет специальных пособий, методических руководств, комплектов репродукций, связанных с данной традицией; качество изображений животных в современных школьных учебниках иногда не выдерживает никакой критики;

  • чтобы лучше познакомить детей с графикой мастеров анималистики в условиях визуально насыщенной информатизированной среды необходимы новые средства и подходы.

Спектр решений, развиваемых и предлагаемых ЦОДП

1. Изучение феномена классической анималистики; творчества ее мастеров:

  • исследования, архивные изыскания, оцифровка уникальных архивов;
  • сбор свидетельств, документов о творчестве художников;
  • доклады, семинары, лекции по научному и художественному освоению природы, классической анималистике;
  • подготовка научных и научно-популярных публикаций.

2. Издательские проекты на основе классического наследия. Разработка оригинальных форм изданий (например, сочетание форм атласа с естественнонаучными очерками и «путевого дневника» художника); полный цикл проекта от идеи до выхода издания в свет:

  • макрорегиональный атлас: проект многотомного издания «Владимир Смирин. Портреты зверей Северной Евразии», охватывающего все отряды наземных млекопитающих; вышли в свет тома «Ластоногие» (2010), «Хищные» (2011), «Зайцеобразные» (2018);

  • региональные атласы фауны (регионы России – Командоры, Москва и Подмосковье, Дальний Восток и др.); издан атлас «Владимир Смирин. Портреты зверей Командорских островов» (2007);

  • атласы животных природных зон (тундры, леса, степи, пустыни, морские побережья); издан атлас «Владимир Смирин. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии» (2008).



3. Издания для детей и педагогов (развивающие книги и другие издания для детей, семейного чтения; творческие альбомы, методические пособия, руководства, комплекты репродукций, открытки и др.), включающие работы мастеров анималистики, а также детей — победителей Конкурса им. В.М. Смирина и др.

Изданы:

  • Олексенко А.И., Орешина А.Б. Сайгак и его соседи: как решить «степные задачки» зверям, птицам и людям? (2016), переработанная и дополненная версия книги для Казахстана (2018);

  • Создаем музей анималистики. Методическая брошюра (2011);

  • Портреты зверей в рисунках В.М. Смирина. Хищные и ластоногие / Серия «Создаем школьный музей анималистики». Вып. 1. Комплект из 12 репродукций (2011).

Планируются:

  • Природа (портреты зверей) глазами детей и классиков анималистики (на основе работ Всероссийского конкурса им. В.М. Смирина и других проектов). Альбом;

  • Серия развивающих книг о животных для детей (8-11 лет, другие возраста);

  • Серия комплектов репродукций с работами В.М. Смирина;

  • Серия обучающих плакатов по редким видам млекопитающих.


4. Выставки анималистики. Для музеев, выставочных залов, школ, вузов и др. учреждений; выставки под открытым небом (в парках и т.п.). Посвященные творчеству мастеров; детей; сочетающие работы классиков и школьников в едином пространстве.

Возможные формы участия: организация и проведение выставок, кураторство, консультирование, проведение образовательного проекта, включающего в себя организацию выставки.

Реализовано 18 выставок, в т.ч. в Московском зоопарке, Государственном Дарвиновском музее, Зоологическом музее ЗИН РАН (г. Санкт-Петербург), Музее Мирового океана (г. Калининград), в МГУ и МГПУ, парке «Садовники», в школах, детских садах и т.п.

5. Проекты со школами, вузами, ООПТ, учреждениями культуры, науки и др.:

  • Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина (с 2009 г.);

  • конкурсы региональные, в рамках отдельных мероприятий;

  • фестивали творчества;

  • образовательные проекты со школами, детскими садами;

  • сетевые проекты;

  • мастер-классы;

  • презентации;

  • интерактивные инсталляции с использованием графики, видео и ИТ-технологий.

6. Создание и поддержание сайта, посвященного классической анималистике:

  • разработка концепции и структуры сайта;

  • подготовка новых материалов и перенос имеющихся материалов на новый сайт;

7. Формирование сообщества, заинтересованного в развитии анималистики и использовании ее образцов.