Александр Олексенко

"Встреча с каждым животным... —

это всегда чудо".

Из книги первой

"В.М. Смирин

в поисках себя и дела жизни"

(продолжение)

Казахстанская эпопея

I. «Но было чудо…». Встреча у сухого русла
В юности у Вадима Смирина были сомнения, тот ли путь он выбрал, но встреча в природе со зверем всегда давала тот настрой, с которым он сверял самое главное в себе.
«В начале самостоятельной жизни и работы, вероятно, у каждого бывают моменты, когда кажется, что все в жизни получилось неправильно, что занесло тебя не туда, куда надо. …В один из таких моментов я шел вдоль сухого русла речушки и вдруг впереди увидел лисичку. Худая, в летнем мехе, ушастая лисица караганка, деловито опустив нос, трусила по зарослям полыни у края саксаульника. Учуяв что-то на земле, зверь остановился, покружился, принюхиваясь, потом затрусил дальше. Больше ничего не было. Но было чудо — я увидел кусочек жизни вольного дикого зверя. Моментально вместо мрачных мыслей появилось ощущение праздника».

В.М. Смирин. Щенок лисицы-караганки. Казахстан. 29.05.1957.

Вадим Смирин с лисенком. Казахстан. 1950-е гг.



II. Книга-шар
Великий режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн не только снимал фильмы, но и рисовал, писал книги. Как-то он заметил, что мечтает о книге-шаре. С помощью новых технологий не так сложно создать книгу, части которой будут гиперссылками связаны друг с другом, но вот нетривиальный вопрос: а что поместить в центре?
Для подобной книги о В.М. Смирине ответ очевиден. Есть событие в его жизни, вокруг которого, как планеты вокруг Солнца, вращается все остальное.

В 1960 году он открыл для себя метод, состояние рисования-общения со зверем, когда проживаешь с ним кусок его жизни, меняешься с ним ролями. И рождается серия набросков

В.М. Смирин. Самка сайгака. Казахстан, Шалгын. 13.08.1960

III. Подарок сайгаков и вершина жизни
О необычном подарке вспоминает В.М. Смирин:

«Сайгак – первый зверь, которого я рисовал в природе целенаправленно, а не случайно и путано. <…> Стоянка наша была в районе, где тогда держалось множество сайгаков. Я имел возможность посвящать отдельные дни экскурсиям за сайгаками… <…>

Можно было спокойно ходить по пескам с утра до вечера.

Тогда я и понял по-настоящему разницу между рисованием и фотографированием животных. Человек с фотоаппаратом — тот же охотник; хотя он зверя и не убивает, все его поведение и последовательность действий аналогичны действиям охотника, а удачный снимок — его трофей. Работа его состоит из серии "выстрелов", каждый из которых нужно должным образом подготовить».

Из книги «Звери в природе».

В.М. Смирин. Самка с сайгачатами (вверху). Пасущиеся сайгаки. Казахстан, Катты. 13.07.1960

«Рисование — это не серия кадров, это длительный непрерывный процесс, когда человек должен прожить вместе со зверем какой-то отрезок жизни, измеряется ли он минутами или днями, месяцами. Несмотря на то, что тут тоже делаются отдельные наброски, отдельные листы, каждый из них требует длительных наблюдений, а вся работа идет в течение дня непрерывно.

В конце концов наступает момент, когда начинаешь чувствовать себя не наблюдателем, а участником этой жизни.

Вот это ощущение я всегда воспринимал как какую-то вершину жизни, оно для меня и сейчас составляет ее наивысшую радость.

И первыми мне подарили эту радость сайгаки на песчаных равнинах Приаральских Каракумов».

Из книги «Звери в природе».


В.М. Смирин. Самка в возрасте трех месяцев. 8.08.1960


Необычайная история создания

«Млекопитающих СССР»


I. «Это мое дитя. Это я родил ее»

Владимир Евгеньевич Флинт

Март 2003 года. Я в гостях у Владимира Евгеньевича Флинта.

Он показывает книгу, о работе над которой я и прошел расспросить.

— Вы знаете эту книжку? И то, что с ней связана довольно интересная и сложная история?
Это мое дитя. Это я родил ее.

В руках Владимира Евгеньевича «Млекопитающие СССР». В детстве эта книга у меня появилась не сразу. Зато «Земноводных и пресмыкающихся», «Минералы», «Насекомых» той же серии я с десятилетнего возраста покупал и внимательно изучал. Это были настольные, да и рюкзачные книги многих мальчишек и девчонок, всех, любивших природу, в 1970-е.

— Вы придумали всю серию?— Да. Всю серию. Задумал и собрал… Первыми я собирался сделать полевые определители млекопитающих и птиц и обратился в издательство — тогда это еще был «Географгиз»… Я организовал кучу писем от разных высоких людей, что это полезно поддерживать. А издательство не хотело ни в какую: Зачем это нужно советскому человеку? И потом — у нас географическая литература, причем тут птички и звери?

Тем не менее Флинт и Юрий Дмитриевич Чугунов начали писать текст, а Вадиму Смирину нужно было сделать 40 цветных таблиц со всеми млекопитающими Советского Союза!

Работа началась, но настоящие приключения с будущей книгой были еще впереди.

II. Очень внимательно подсматриваем

У нас есть редкая возможность проследить «кухню» работы Вадим Смирина над рисунками к "Млекопитающим СССР".

На первом эскизе — стремительно бегущий тонкопалый суслик. Этот зверек обитает в пустынях, быстро бегает. В отличие от большинства видов сусликов ведет одиночный образ жизни, не образуя колоний, не впадает в зимнюю спячку.

Вадим еще студентом наблюдал его в пустынях Казахстана. Эти наброски с натуры легли в основу рисунка для таблицы.

Есть и вариант незаконченной версии такой таблицы по сусликами.




Рисунки В.М. Смирина.
  • Тонкопалый суслик. Эскиз. Около 1962 г.
  • Тонкопалый суслик — бегущий и в позе столбиком. Набросок с натуры. Акчукур, Северные Кызылкумы, 28.08.1952.
  • Рисунок по предыдущему наброску и мертвому зверьку. Там же, 7.09.1952.
  • Черновой вариант цветной таблицы № 27: ниже тонкопалого показан длиннохвостый суслик, правее в позе столбиком крапчатый суслик. Зима 1962‒63 гг.
Но это еще не все.

Мы даже можем подсмотреть, как Вадим над ней трудится!

Всмотритесь внимательно в фотографию, и вы сможете увидеть множество интересных деталей.

Место действия — Звенигородская биостанция, домик, где обитает брат Вадима Юрий, сотрудник биостанции. Можно увидеть и его работу — скульптуру совы. Ведь он тоже не только зоолог, но и художник.

Время действия – зима 1962-63 года. Рядом новогодняя елка.

Рисуя таблицу, нужно очень точно передать акварелью множество мелких деталей, и Вадим по привычке зажимает губами кончик кисточки, чтобы сделать его поострее.

Под таблицу подложен листок с зарисовками, сделанный в Зоомузее с тушек сусликов (другой подобный листок слева на столе). С его помощью можно учесть особенности окраски разных видов.



Вадим Смирин трудится над таблицей сусликов. Звенигородская биостанция. Зима 1962‒63 гг.


III. "Но я сыграл в такую карту блефовую..."
Владимир Евгеньевич продолжает свой рассказ.

Во всяком случае, они сделали набор. Тогда все по-другому было, с другими технологиями. А дальше они занялись определением тиража, как и куда будут его распространять, рассылая информацию в книжные магазины и учреждения, которые могут книгой заинтересоваться. По количеству поступивших оттуда заявок (в основном это торговая сеть, конечно, была) определяли тираж. А тиражи бывали большие у нас в те времена. Это сейчас маленькими тиражами издают и, пока книжка не разошлась, второго завода не делают, ни тем более второго издания...

И вот мне звонят:

— Приходите к нам.

Я пришел.

— Вы говорили, что десять и больше тысяч. А на Вашу книжку пришло четыре заявки со всего Советского Союза!

— Что будем делать?

— Как что? Рассыплем набор, и все. Мы понесем небольшие убытки за, так сказать, отсутствие бдительности. А Вы думайте, что будете с нею делать. Мы Вам вернем рукопись, рисунки и все прочие иллюстрации.

Я говорю:
— Ладно, давайте мы заключим договор. Делайте тираж нормальный, как я говорил. А я у вас куплю весь тираж.

— Ладно.

Дал расписку им, что эту книжку заберу, сам распространю по магазинам и, если не будет продаваться, выплачу издательству стоимость тиража.

Не было у меня, конечно, никаких денег, но я сыграл в такую карту блефовую совершенно.

Книжка вышла и распродалась за неделю! Весь пятнадцатитысячный тираж! Когда она появилась, посмотрели на нее (раньше была широкая информация для потребителей) и начали заказывать в магазины.

Я тогда сказал:
— Вот видите, что я вам говорил! А я уже назанимал денег, чтобы весь тираж выкупить (смеется)!



Первое (1965) и второе (1970) издания справочника-определителя В.Е. Флинта, Ю.Д. Чугунова, В.М. Смирина «Млекопитающие СССР» и таблицы из него, подготовленные В.М. Смириным