Выставка
"В мире животных Красной книги"

Зал 1
Читаем рисунки художника-анималиста

По материалам работ победителей IX Конкурса им. В.М. Смирина

В.М. Смирин.
Гарем сивуча.
П-ов Шипунский,
Камчатка,
1973


Умеете ли вы читать?


Не удивляйтесь вопросу. Первое задание IX Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина было посвящено именно чтению, но необычному. Нужно было «прочитать» лист с набросками с натуры — разобраться, что там происходит, и рассказать об увиденном и понятом в обычной презентации или видеоролике. При этом можно было пользоваться книгами автора рисунков.




ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ.

Желтый суслик: всегда быть начеку!

На этих рисунках наш главный герой. Желтый суслик обирает в засушливых местах, в которых добыть зеленые сочные части растений можно лишь весной и в начале лета Вот и приходится ему в остальное время пребывать в спячке, которая может длится 9 месяцев в году! Этот вид сусликов ведет одиночный образ жизни. Зверек очень осторожен и прежде чем появиться из норы высовывает голову и внимательно оглядывается.

А как он себя обычно ведет, можно рассмотреть на другом рисунке художника, изучить который мы и предложили участникам конкурса.
Набросок сделан в Северных Кызылкумах Казахстана 2 апреля 1955 года - весна в самом разгаре!

Желтый суслик: самый сложный вопрос

А еще мы предложили участникам конкурса подумать, почему так необычно выглядит вход в нору. Но никто не смог догадаться. А для этого нужно очень хорошо знать жизнь животных и быть очень наблюдательным.

Кто же здесь еще побывал?

Казалось бы, ничего странного, какой-то бугорок перед норой, и ее вход выглядит как бы сжатым по высоте. Но ведь вход в нору может быть и расширен, причем именно с боков! Именно на это обратил как-то наше внимание знаток фауны пустынь Александр Васильевич Горбунов.

Кто же такой необычной формы мог протиснуться в нору, чтобы ее расширить именно с боков? Кто имеет такую форму? Догадались?

Конечно же, черепаха!
Увидеть такое в рисунке может прирожденный следопыт!


ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Сказочный зверь калан:
мама-каланиха с детенышем

Один из самых интересных листов набросков В.М. Смирина посвящен поведению каланихи и ее детеныша. Его можно долго рассматривать, вчитываться в пометки художника, пытаться проследить, что же и в какой последовательности он наблюдал и запечатлел, что стремился понять в поведении калана.

:
В 1976 году на остров Медный отправилась экспедиция с биофака во главе с Михаилом Гольцманом изучать медновского песца. Был в ней и Вадим Моисеевич Смирин. Песца он тоже рисовал, но главной его мечтой было запечатлеть каланов.

Итак, перед вами каланы. Вы за ними наблюдаете вместе со Смириным 3 июня 1976 года на острове Медном посреди Тихого океана.

«А зверь просто сказочный, хотя и очень трудно его рисовать… Это просто зверь, которого надо показывать людям, чтобы они делались чуть-чуть лучше», — писал жене Вадим Моисеевич.

Анастасия Шалькевич и Анна Свистунова (проект «Звериные истории», рук. Л.В. Пашигорева, г. Волгоград) смогли разобраться во многих кадрах этой замечательной истории и показали это в своей презентации.

Девочки проделали большую работу, проанализировали, в каком фрагменте листа с набросками что происходит.

Можно сделать еще один шаг, чтобы все это связать в единую историю. Этому может помочь и знакомство с главой В.М. Смирина о каланах из книги "Звери в природе", ссылка на которую была у участников конкурса).

Вот что удалось увидеть нам.

Наша версия

  • В поле зрения художника оказывается каланиха со спящим на ней каланенком (верхняя часть листа).
  • Затем она аккуратно приподнимает и укладывает детеныша на воду. Он продолжает спать (рисунок слева в середине).
  • Ныряет, чтобы добыть морских ежей.
  • выныривает и, лежа на спине, ест добычу. Рядом спит детеныш (цветные наброски в центре листа).
  • При этом иногда детеныш оказывается за ней, и самка контролирует ,все ли с ним нормально, касаясь его затылком (два наброска в верхней левой части листа).
  • Иногда она у нему подплывает. детеныш крепко спти, шевелит во сне губами (наброски в правой нижней части листа).
  • Затем самка снова укладывает на себя детеныша и плывет на новое место головой вперед, разворачивая ее так, чтобы можно было увидеть, что впереди (рисунок внизу слева).
  • В правой части листе посредине можно увидеть еще одну, судя по подписи художника, самку с детенышем. Причем ее поза довольно выразительна: она и детеныш лежат на воде на спинах, причем каланиха придерживает каланенка за шею лапой.

Расположение на листе рисунков не всегда совпадает с последовательностью описанных нами действий. Это связано, вероятно, с тем, что Смирин мог некоторые позы зарисовать позже, чем наблюдал; либо он смог увидеть несколько таких погружений самки за ежами.



ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

У подземного "города" больших песчанок

Мы в вами на просторах Приаральских Каракумов на казахстанской земле. И готовимся познакомиться с большими песчанками - одними из самых знаменитых грызунов. Дело в том, что они живут большими колониями и создают целые подземные "города". Забираться в их подземелья мы не будем. Много интересного нас ждет и на поверхности колонии, где по-настоящему кипит жизнь. Стоит лишь постараться повнимательнее рассмотреть этот лист набросков В.М. Смирина.

Что вам удалось заметить? Что делают песчанки? В чем, с вашей точки зрения, смысл этих действий?


Что же там происходит?
Выдвинув собственную гипотезу, вы сможете познакомиться с тем, что удалось увидеть вместе с художником ребятам из творческого объединения “Рисуем и фантазируем» Центра “Созвездие” (руководитель О.С. Розова, г. Балашов, Саратовская область): вы можете полистать кадры из их видеосюжета, посмотреть сам ролик.


Как же удалось так много увидеть?
Чтобы лучше понять, что же происходит на рисунке, ребята познакомились также к книгой В.М. и Ю.М. Смириных "Звери в природе", где есть глава о большой песчанке (ее рекомендовали участникам конкурса).

Важно и то, что над проектом работала целая группа, и вместе удалось увидеть и понять очень много.

В проекте "Бобры" (именно этому виду были посвящены работы группы при выполнении 2 и 3 заданий конкурса) участвовал большой коллектив:
Алексей Дегтярев, 10 лет; Иванова Валерия, 8 лет; Иванова Надежда, 9 лет; Яценко Ксения, 8 лет; Федченко Дарья, 8 лет; Аникеева Дарина, 8 лет; Платонова Александра, 8 лет; Шестакова Наталия, 10 лет; Манзадей Милана, 9 лет; Лутцева Виталина, 8 лет; Вавилова Варвара, 8 лет; Трофимова Алена, 9 лет; Трофимова Ульяна, 10 лет; Агапова Арина, 7 лет; Ванина Ангелина, 9 лет; Павлов Дмитрий, 7 лет; Щербакова Александра, 9 лет; Камылова Елена, 8 лет; Добрынина Вероника, 8 лет; Шушпанов Георгий, 7 лет; Бойко Настасья, 9 лет; Дрогунова Анна, 9 лет; Дянина Мирослава, 9 лет; Левина Анастасия, 7 лет; Святодух Жанна, 8 лет; Коростылев Матвей, 9 лет; Щербакова Надежда, 9 лет; Коростелев Дмитрий, 7 лет; Теплова Анастасия, 8 лет.

Руководитель
Розова Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования
Творческое объединение “Рисуем и фантазируем»,
МБУДО Центр “Созвездие”
г. Балашов, Саратовская область

Из них десять школьников представили задание № 1, посвященное чтению листа с набросками больших песчанок.

Их выступление можно посмотреть и в видеоролике.