Учимся видеть
Художники говорят:
главное – научиться не рисовать, а видеть.
А что умеют видеть, понимать художники дикой природы?

Наш музей необычен:
  • мы будем учиться видеть, понимать животных и природу вместе с мастерами и теми, кто делает первые шаги в искусстве дикой природы
Для кого наш музей. Кому он может помочь?
Для всех, кто любит природу, животных, посвященное им искусство.
В нем представлены
  • работы выдающихся художников дикой природы России и юных анималистов из программы по анималистике Центра охраны дикой природы
  • истории людей, животных, творческих поисков
  • изданные нами книги, статьи и многое другое

Для тех, кто стремится к творчеству, любит узнавать что-то новое, осваивать новые способности и создавать что-то необычное:
  • мастерская анималистических проектов, материалы Конкурса им. В.М. Смирина
  • советы, рекомендации
  • примеры лучших детских анималистических проектов, которые могут подарить вам вдохновение

Для тех, кому для работы или учебы необходимы материалы
по зоологии, этологии, экологии, искусству.
Только в томах атласа Владимира Смирина «Портреты зверей Северной Евразии» можно встретить
  • сотни рисунков десятков видов зверей России и сопредельных с ней областей
  • поведенческие портреты многих видов — таблицы с различными формами их поведения
  • очерки об их образе жизни и поведении, написанные лучшими исследователями России
В.М. Смирин. Волчонок Макар. Виварий Московского университета.
14-15.08.1974
Что такое музей-лаборатория?

Название «музей-лаборатория» выбрано, чтобы подчеркнуть особую роль в нашей деятельности исследований и разработок:

  • изучения выдающихся образцов анималистики
  • разработки новых перспективных методов и средств их издания и представления на выставках
  • новых практик, форм приобщения к ним детей и взрослых
    Маргарита Столярова, 14 лет,
    г. Волгоград.
    Из проекта "Звериные истории".
    Рук. Л.В. Пашигорева.
    IX Конкурс им. В.М, Смирина
    Что такое искусство дикой природы?

    Искусство дикой природы и анималистика ― это одно и тоже?
    В своей практике мы чаще пользовались термином анималистика, подчеркивая, что для мастеров данной традиции анималистика не столько жанр, сколько образ жизни. Однако, термин «искусство дикой природы» ― калька с англоязычного термина wildlife art, ― на наш взгляд, более точно характеризует то, чему посвящены работы изучаемых нами мастеров ХХ века и тематика конкурса проектов, который мы ведем с 2009 года. Домен сайта Музея-лаборатории так и назван ― wildlifeart.ru.

    Конечно, искусство дикой природы подразумевает не только животных, и в будущем мы это постараемся учесть. В данном проекте этот термин и термин анималистика ― синонимы.

    Возможно возражение, что прямой перевод с английского порождает двусмысленность: искусство, посвященное дикой природе, или искусство самой дикой природы? Второе дополнительное понимание также нас вполне устраивает, т.к. очень важно научиться видеть и чувствовать красоту самой природы, ее созданий. В определенном смысле сама природа ― великий художник.

    О нашем подходе и его приоритетах см. в разделе «Анималистика».
        В.М. Смирин. Лисица прислушивается. Московский зоопарк, 1980(?) г.
        Как устроен музей?

        Работа ведется по нескольким взаимосвязанным направлениям:

        ведению сайта музея www.wildlifeart.ru и его Телеграм-версии ― канала «ЗверевИдение», t.me/zverevidenie (информирование по текущим событиям, навигация по ресурсам, экспериментирование с новыми формами введения в анималистику, складывание сообщества)

        созданию книг по наследию отечественной анималистической традиции (раздел «Книжная полка»)

        проведению Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина и других образовательных и просветительских проектов (разделы «Мастерская», «Галерея проектов»).

        Музей искусства дикой природы ― это:

        • в узком смысле ― сайт и его ТГ-версия как своего рода вход для разных групп пользователей с удобной навигацией по ресурсам: знакомство с искусством дикой природы, нашим подходом, эксклюзивными ресурсами;
        • в широком смысле музей ― все то же плюс книга и конкурс, которые мы рассматриваем как составляющие единого пространства данного музея;
        • еще более широко ― это интерфейс в пространство многолетней программы по анималистике ЦОДП, включая издательскую программу, многолетний опыт проведения конкурсов и многое другое.

        О нашем подходе и его приоритетах см. в разделе «Анималистика».

            В.М. Смирин. Портреты зверей Северной Евразии. Т. "Ластоногие" (2010).
            Т. "Хищные" (2011)